|
Posted: 29.10.05 14:01. Post subject: О власти
Чтобы все «расставить на места» надо сначала определиться с тем, какие задачи ставит Господь перед государственной властью, какие Он дает ей «заветы». Вот, что говорит об этом Слово Божие: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Петр. 2, 13-14); а также: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отомститель в наказание делающему злое. И потому надо повиноваться не только из страха, но и по совести» (Римл. 13, 4-5). То есть Св. Писание учит, что земная власть есть творение Божие на благо человека и является неотъемлемой частью Божественного миропорядка, имеющее задачей пресечение зла, ограничение преступной греховной воли человека, ограждение добра. Именно таковы атрибуты власти от Бога. Если же власть попирает естественные человеческие права и свободы, поощряет преступления и наказывает добродетель, то она отходит от своих коренных, Богом данных задач и является не богоданной, а Богом попущенной за человеческие грехи. О том же писал Св. Иоанн Златоуст: «Неужели всякий начальник поставлен от Бога? - не то говорю, у меня теперь речь идет не о каждом начальнике в отдельности, а о самой власти. Существование властей, причем одни начальствуют, а другие подчиняются... все это я называю делом премудрости Божией. Поэтому Апостол не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен не от Бога, но рассуждая вообще о существе власти, говорит: «несть власть, аще не от Бога, сущие же власти от Бога учинены суть» (Римл. 13,1). Власть, как Божественное установление, есть по существу своему добро. Как и всякое другое Божие создание, обладающее свободной волей, оно может отступить от указанного ей назначения и превратиться в свою противоположность, т. е. во зло». Ветхозаветные заповеди, одухотворенные и сведенные до двух, наиглавнейших Самим Господом Иисусом Христом (возлюбить Бога паче самого себя и возлюбить ближнего, аки самого себя) даны Богом людям, и от того, насколько люди придерживаются их зависит духовное здоровье общества. Итак, «заповеди» для государства создают внешнюю, наружную преграду злу, заповеди же для людей формируют преграду внутреннюю, духовную. Можно ли сказать, что дореволюционная Царская власть стремилась к выполнению тех задач, которые установлены перед властью Богом? Думаю, честно будет ответить «да». Разумеется, не все всегда получалось, но целевая направленность деятельности вполне соответствовала словам Свв. Апостолов. Можно ли то же самое сказать о власти большевицкой? Ни в коем случае! О нынешней, эрэфовской? Лишь с серьезными оговорками... Исходя из этого, и должно выстраиваться отношение православных христиан к действующей власти. Что же касаемо предреволюционного общества, каковое – если не в большинстве, но в некоей решающей, самой влиятельной части (своего рода «критической массе»), было серьезно духовно больно, то это касается не столько деятельности государственной власти и выполнения ею своих задач, сколько относится к невыполнению людьми (из которых общество, собственно, и состоит) заповедей, данных им Господом. Общее резюме: формальное воссоздание «внешних» преград злу, даже в виде Царской власти, повинующейся Божиим заветам, не принесет должного плода без восстановления системы «внутренних» преград злу, невидимо возводимых теми, кто искренне стремится к выполнению заповедей Христовых, данных людям. И наоборот: общество людей, стремящихся ко Христу и жизни по Его заповедям, нуждается во внешней ограде и защите в виде власти, исполняющей Божественный завет.
|